Стартап: как найти финансирование для проекта

03.02.2016

Yourstory_Startup_valutaion.jpg
В последние 10 лет на бизнес-рынке активно развиваются стартапы: компании с короткой историей операционной деятельности. Финансирование таких проектов рискованно, но может окупиться в масштабах, несколько раз их превышающих: для этого всего-то и нужно – создать успешный стартап.

Закономерно, что стремительно растет не только количество начинающих предпринимателей, которые хотят реализовать свои идеи и добиться успеха, а и инвесторов, желающих получить прибыль и доли в «выстреливших» проектах.

Ничего личного? Инвестиции в стартап «для своих»

На начальном этапе развития стартап часто получает финансовую поддержку от так называемой группы 3F: family, friends and fools («семья, друзья и дураки»). Начинающему бизнесмену может помочь наличие хороших связей с влиятельными и успешными лицами, но такими связями обладают далеко не все (а полученное количество денег от инвесторов, чаще всего, не соразмерно с необходимым для развития бизнеса бюджетом). В такой ситуации, почти все начинающие стартаперы — преимущественно молодые люди от 25 до 30 лет — сталкиваются с одной и той же дилеммой: и идеи неплохие, и команда подобралась достойная, но где же найти источники финансирования, способные вывести проект на новый уровень?

Стартап без бюджета: не проблема, а дилемма

В условиях еще относительно молодого и неразвитого венчурного рынка России эта дилемма выглядит как проблема. Для того, чтобы привлечь инвесторов, нужна инновационная идея, которая будет выгодно выделять данный проект в их глазах среди большого количества других схожих. Впрочем, одной идеи недостаточно: необходимо также грамотно ее сформулировать, выявить целевые группы потребителей, объяснить, почему продукт будет пользоваться спросом, составить масштабируемый бизнес-план, и представить все это потенциальному инвестору. Четко структурированный бизнес-план стартапа создаст его «осязаемость», и потенциальный инвестор будет понимать, что финансирует конкретный бизнес.

Потенциальных источников финансирования стартапов в России достаточно много. Можно обратиться за субсидированием в созданные Правительством институты поддержки начинающих бизнесов (Российская венчурная компания, Агентство стратегических инициатив), которые предоставят проекту бюджет безвозмездно. Как вариант, обратиться в венчурный фонд. Последних в России пока не так много, и с ними связан ряд неудобств: за финансовые инвестиции в такой бизнес венчурные фонды требуют достаточно большие доли компании, а еще не всегда адекватно реагируют на то, что проект не сразу приносит прибыль.

От идеи проекта до выхода в IPO – через инкубатор?

На этапе привлечения финансирования, стартапу крайне важны коммуникационные навыки его основателей: их способность доходчиво объяснить, почему в проект стоит вложиться. Но не все идеологи обладают подобными качествами, некоторым же просто не хватает для этого опыта. В такой ситуации, можно привлечь инвестиционных брокеров, которые обладают нужным багажом знаний в данном аспекте и смогут привлечь инвесторов за плату до 5% привлеченной суммы.

Также хорошей площадкой для первичного развития стартапов являются бизнес-инкубаторы, которые иногда могут предоставить компании и венчурный фонд. Однако эта мера может рассматриваться только как временная, и дает лишь фундамент для дальнейшего роста проекта.

В общем и целом, способов найти деньги для «старта» хватает. Однако надо помнить, что не все финансовые вложения в такой бизнес окупаются сразу, и до заветной точки успеха – IPO — может пройти достаточно большое количество времени.


Возврат к списку

Главная / Статьи